Преображение и Пасха
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Преображение Господне - это праздник освящения жизни. Без горы Фаворской невозможно понять христианства, всей новизны Евангелия, всей красоты, всей неувядающей юности его. Все заповеди, которые поистине таинственны, вся любовь - здесь. Тайна христианства в том, чтобы все приобретало измерение безконечности. И в крестной отдаче себя. Мы не можем никогда по-настоящему приблизиться к Богу, пока не увидим безконечность тьмы, отделяющую нас от Него. Какое чудо любви к человеку - в Сыне Человеческом, Который поистине есть Сын Божий, к какому общению любви и света призваны мы! Каждый из нас, став сыном человеческим во Христе, должен научиться так воспринимать всех людей и становиться подлинно сыном Божиим. Вот что дается нам Богом, вот что предлагает Он нам. И вот, что Он ждет от нас.
Христос совершает Свое служение в смирении и уничижении. И посреди этого мы видим откровение Его славы. Он избирает для Своего Преображения гору, уединенное место, научая нас, что уединение способствует нашему общению с Богом. Кто стремится к небу, должен часто уединяться. И он не будет одинок, даже когда будет один, ибо Бог будет с ним. Те, кто ищут Бога, должны не только уединяться, но и восходить, - «горе иметь сердца и искать вышнего».
Господь берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна - лучших Своих учеников. Они будут свидетелями страданий Его в Гефсимании, и Он уготовляет их к этому. Господь дает нам благодать в этом мире, чтобы подготовить нас к нашим страданиям с Ним.
А страданиями приготовить к пребыванию с Ним в вечной славе. Он преобразился пред ними. Состав Его тела остался таким же - Он не превратился в дух. Но Его тело, которое являлось в немощи и безчестии, теперь явилось в силе и славе. В Преображении Он открыл Своим ученикам отблеск Своей славы, от которой Его вид не мог не измениться. Его лицо просияло как солнце, когда оно является в силе полуденных лучей. И сияние его было особенно ярким, потому что оно просияло внезапно как солнце из-за темной тучи. Крест и нимб со словами «от начала Сущий» - то, что на наших иконах окружает Его лик. Его одежды были белы как свет. Сияние лица Моисея было столь слабым по сравнению с Христовым, что покрывало могло легко его сокрыть (Исх. 34, 29-35). Но слава тела Христова была такова, что одежды просветились ею. «Одеяйся светом яко ризою», - поет святая Церковь перед Его Крестом.
И явились Моисей и Илия, говоря с Ним об исходе Его. В них - закон и пророки, которые чтили Христа и свидетельствовали о Нем. Христос имеет общение со святыми праведниками. Ученики Христовы видели их и слышали их беседующими со Христом. И они узнали, что это Моисей и Илия. Прославленные святые узнают друг друга в небесах. Мы узнаем всех святых, всех людей, когда-либо живших в Господе, тех, кого никогда не знали и знать не могли, если сподобимся достигнуть славы Его. И мы видим, какая великая радость для учеников - видение Христовой славы. Петр, как обычно, говорит за всех: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Он выражает чувства всех учеников. Он не говорит «хорошо мне», а «хорошо нам». Он говорит так со Христом. Душа, любящая Христа и любящая быть с Ним, идет ко Христу и говорит Ему так: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Это путь всех святых. Хорошо быть там, где Христос. Хорошо быть в уединении со Христом. Хорошо быть в подлинном общении со всеми страждущими - там, где откроется на Страшном Суде слава Господня.
И он говорит: «Построим три кущи». Как во многих других случаях у него здесь больше ревности, чем рассудительности. У него была ревность всегда иметь общение с небом. И всякий, кто верою по дару Христа созерцает красоту Господню в Его доме, не может не желать быть во все дни своей жизни там. Хорошо, если во время Богослужений мы сознаем, что мы уже дома, а не то, что зашли на час в этот храм. И все же в своей ревности он обнаружил немощь и неразумие. Зачем Моисею и Илии земные кущи? Он не знает, что говорит от радости. Но самое главное - Христос говорил недавно с учениками о Своих страданиях. Петр не помнит об этом или снова хочет воспрепятствовать этому, желая построить кущи на горе славы, где нет страданий. Есть искушение достигнуть славы Божией без креста. Мы никогда так не заблуждаемся, как если ищем достигнуть неба здесь на земле. Оно дается нам, чтобы мы не задерживались здесь, а устремлялись к нему. Не для странников и пришельцев - строить зде пребывающий град. Впрочем, Петр, уже вразумленный недавним уроком Господа, говорит: «Если хочешь, устроим здесь три кущи».
Господь ничего не отвечает ему, но исчезновение славы небесной будет ему ответом.
Остановимся на великом свидетельстве, которое дает Бог Отец Господу Иисусу Христу. Облако в Ветхом Завете - видимый знак Божественного присутствия. В облаке - кивот Завета и храм. А где Христос в Своей славе, там - храм, и там - присутствие Божие. В этот час Фаворская гора соткана из света и любви Пресвятой Троицы. Не было ни грома, ни молний, как это было, когда был дан закон Моисею, но только Отчий глас из облака. Только голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Того послушайте». Тот же голос был при Крещении. Моисей и Илия были великие люди, но они были только слуги Божии, а Христос - Сын Божий, и в Нем - Божие благоволение. Повторение того же голоса после Крещения означает, что дело спасения надёжно. Когда Бог говорит однажды и дважды, не должно быть никаких сомнений, что дело устоит. Повторение того же голоса - потому что Христос входит в Свои страдания, и надо вооружить учеников против соблазна Креста. И когда страдания начинают возрастать, утешения даются обильнее. «Того послушайте», - говорит Бог Отец. Сын Человеческий - в сиянии славы, потому что Он был послушен до смерти на Кресте. Только тот, кто слушает Его и слушается Его, достигнет славы Божией. Ибо через Него Бог говорил нам в последние дни. Христос явился во славе. И чем больше мы желаем Христовой славы, тем больше должны мы слушать Христа.
Преображение - сияние любви. Любовь сильнее смерти. Христос вводит нас в сокровенную жизнь Отца и Сына и Святого Духа, в Свою вечную любовь. Вера - безконечность. До красоты Преображения. До отдачи Христом жизни за нас, до смерти крестной. Его Крест, Его страдания - ради того, чтобы человек вошел в Царство Небесное, где красота Преображения. Величие человека - в кресте, в страданиях, в смерти и в любви. В смерти, где он должен заново родиться. Если Бог будет увиден нами в свете и пережит в любви, мы не будем там, где мы сегодня. Речь идет о том, чтобы победить смерть. Как бы внешне ни была тускла и мрачна наша жизнь, она будет только переходом от тьмы к свету, Пасхою. Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов. Преображение Господне. Проповеди в храме. СТСЛ, 2004 г. Всенощное бдение 18 августа 2002 года.