Поделиться:
Главная
Богословие

В наше время Богословие отождествилось с некой деятельностью разума и обычно считается одной из граней науки. В первой Церкви наименование "Богослов" было присвоено немногим людям (как нам известно, оно было дано только св. Иоанну Евангелисту, св. Григорию Назианзину и св. Симеону Новому Богослову), в то время как сегодня употребляется для тех, кто обладает дипломом некоторой Богословской Школы, который им вручают после известного времени обучения.

С оживанием монашества и открытием пустынных Отцов и так называемых "мистических" писателей Церкви многие люди нашего времени стали резко противодействовать академическому Богословию, которое считают, по меньшей мере, лишним, если не плохим и враждебным духовной жизни. Многие старцы сегодня советуют своим духовным детям не принимать всерьез академическое Богословие, но сосредотачиваться на молитве и других "духовных" подвигах. Мы живем в некую эпоху увеличивающегося двоения (дихотомии) между умом и сердцем, между умным деланием и аскетической жизнью.

Эта дихотомия и ошибочна и опасна. Если даже и правда, что академическое Богословие и аскетический опыт суть две разные вещи, однако не должно считать, что первое исключает второе. Может произойти и то, что по мере отречения удалится одно от другого, и они абсолютизируют свою природу и функцию в Церкви. Церковь охватывает всю разнообразность даров (харизм), где ни один не может сказать другому "не нуждаюсь в тебе". История Церкви наполнена рассказами подвижников, чей опыт вдохновил великих Богословов (св. Антоний, например “Богословски” представлен св. Афанасием Александрийским), в другое же время, существуют случаи, когда одна и та же личность соединяет аскетическую жизнь со смелой и сильной академической мыслью, в чем мы удостоверяемся, например, у св. Максима Исповедника.

К тому же, академический Богослов может много почерпнуть из опыта подвижников благочестия. А если он располагает еще и творческой мыслью, тогда он может представить свои аскетические опыты в форме догматического Богословия.

Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас)

Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст

Итак, взявши верховных апостолов, возведе их на гору высоку едины, и преобразися пред ними: и просветися лице Его яко солнце, ризи же Его быши белы яко свет. И се явистася им Моисей и Илиа, с Ним глаголюща (Матф. XVII, 2, 4). Почему Христос берет только этих учеников? Потому, что они превосходили прочих: Петр сильною любовью к Иисусу, Иоанн - особенною любовью к нему Иисуса, а Иаков - ответом, который он дал вместе с братом своим: можем испить чашу (Матф. XX, 22), и не одним ответом, но и делами - как другими, так и теми, которыми он оправдал свои слова.

Святитель Григорий Палама Святитель Григорий Палама

Свет Господнего Преображения и не появляется как случится и исчезает и не ограничивается и не подвержен силе чувственного восприятия, хотя и видим бывает только телесными глазами, и то - на малое время и на голой вершине горы, - но, как говорит некто: "Господни таинники, изменением чувств, которое произвел в них Дух, были переведены тогда из состояния плоти в состояние духа; и таким образом, вообще и насколько дарована им сила Божественного Духа, они видели неизреченный оный Свет.

Преподобный Иустин (Попович) Преподобный Иустин (Попович)

На Своем Богочеловеческом пути в мiре сем Господь Иисус Христос провел Свое человеческое естество и через Преображение как через необходимое событие Своего Божественного домостроительства спасения человеческого рода. Преобразившись на Фаворе, Господь показал, что преображение человеческого естества Божественным - непременное условие в Богочеловеческом подвиге спасения мiра от греха, зла и смерти.

Архимандрит Киприан (Керн) Архимандрит Киприан (Керн)

С одной стороны, человек изначально предназначен к обожению; с другой стороны, своими подвижническими усилиями человек исправляет в себе то, что он, как внук Адама, совершает греховного. Он очищает себя, побеждает в себе свои страсти, искореняет дурные помыслы, просветляет свой ум, упрощает его, «сводит к Единому» и, как высшая мера просвещения ума, делается «зрителем премирных вещей».

Епископ Иларион (Алфеев) Епископ Иларион (Алфеев)

Целью христианской религии является достижение такой полноты Богообщения, при которой мы самым тесным образом приобщаемся к Божеству. В Евхаристии человек душой и телом соединяется с Богом, в молитве он умом и сердцем восходит к Богу, в опыте Боговидения внутренними очами созерцает Божество. "Бог есть огонь", говорит Библия (Втор. 4:24, Евр. 12:29), огонь, который "поедает" и истребляет всякое зло и грех, который освещает и делает еще более светлым всякое добро. Каждая встреча с Богом является соприкосновением с огнем: для одних оно смертельно, для других спасительно.

Добавить в блог

Детская страничка | Поздравительные открытки | Фотогалереи | Медиа | Ссылки | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | История | Иконография | Искусство | Монастыри и храмы

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика