Иконы и фрески

Преображение Господне
грузинская икона
Святой Иоанн Кронштадтский
Ссылки
Поделиться:
Главная
Богословие
Проповеди
Святой Григорий Палама

Омилия (беседа) на святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным

Рассматривая сие великое дело Божие, я имею в виду - все видимое творение, мы хвалим его и восхищаемся им; но и эллинские мудрецы также хвалят его и восхищаются им; но мы это делаем во славу Создавшего, а они - противно славе Создателя. Потому что несчастным образом они "послужиша твари паче Творца" (Рим. 1, 25). Так и мы растолковываем пророческие и апостольские и отеческие слова, но делаем это на пользу людям и во славу Духа, вещавшего чрез Пророков и Апостолов и Отцов.

Берутся растолковывать их и вожаки ересей, но делают это во вред убежденных ими и в отклонение от Истины, сущей в Благочестии (Православии), пользуясь словами Духа против Духа. И самое, вот, слово Евангельской благодати, которое - возвышено и отвечает старческому слуху и разумению, Богоносные Отцы наши своими устами сглаживают трудности понимания его, и делают доступным для нас, несовершенных. Как чадолюбивые матери, разминая зубами более твердую пищу, делают ее пригодной и легкоприемлемой для еще грудных младенцев, поскольку и влага, находящаяся в устах матерей по плоти, становится пищей для детей; так и мысли, сущие в сердцах Богоносных Отец, становятся пригодной пищей для душ слушающих и верующих людей; уста же дурных и злочестивых людей исполнены смертоносного яда, который, когда примешивается к жизненосным словам (Св. Писания), делает и их смертоносными для тех людей, которые безрассудно слушают (еретиков).

Потому станем бежать от тех, которые не принимают святоотеческих толкований, но пытаются сами от себя вводить противоположное, и, притворствуя, что почитают слова Св. Писания, на самом деле отвергают благочестивое понимание; да, будем бежать от них больше, чем кто бежит от змеи; потому что змея, укусив тело, предает смерти то, что временное, отделив безсмертную душу; а эти (еретики), захватив зубами самую душу, отделяют ее от Бога, в чем и состоит вечная смерть безсмертной души. Итак, всеми силами будем бежать от таковых людей, и притечем к советующим то, что благочестиво (православно) и спасительно, как созвучное Отеческим преданиям.

Это же ныне я сказал вашей любви и представил в виде вступления, поскольку мы сегодня празднуем святое Преображение Христово на горе, и нам надлежит говорить о бывшем при сем Свете, против которого врагами сего Света ведется большая борьба. Но представим немного выше чтомые сегодня Евангельские слова, в целях разъяснения тайны и показания истины. - "По днех шестих поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна брата его, и возведе их на гору высоку едины. И преобразися перед ними, и просветися лице Его яко солнце" (Мф. 17, 1). Но, во-первых, необходимо выяснить из Евангелия следующее: после какого дня Апостол Христов и Евангелист Матфей считает шесть дней, после которых наступил день Преображения Господня?

Итак, после какого дня? - После того дня, в который, уча Своих Учеников, Господь сказал, что "прийти имат Сын Человеческий во Славе Отца Своего", и присовокупил, говоря: "Яко суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческого грядуща во царствии Своем" (Мф. 16, 27-28), называя "славою Отца" и "царством Своим" - Свет Своего Преображения. Это и Евангелист Лука, являя и более ясно полагая, говорит: "Бысть по словесех сих яко дний осмь, и поем Петра и Иоанна и Иакова, взыде на гору помолитися. И бысть егда моляшеся, видение лица Его ино, и одеяние Его бело блистаяся" (Лк. 9, 28-29).

Но каким образом согласуют друг другу: один, ясно говорящий, что между возвещением и явлением прошло восемь дней, а другой - "после шести дней"? - Слушайте, и узнаете. - На (Фаворской) горе было восемь, а представлялось, что - шесть; эти три: Петр, и Иаков, и Иоанн, совозшедшие с Христом, увидел и в бывших там и беседующих с ним Моисея и Илию; так что всех вместе было шесть; но, конечно, вместе с Господом невидимым образом также находились и Отец и Дух Святый; Первый - свидетельствующий Своим гласом, что Он - Сын Его возлюбленный; Второй же - в светлом облаке сосияющий и являющий в отношении Себя и Отца сопряженность и единость Света; потому что богатство их состоит и в едином излучении Сияния. Таким образом шесть являются восемью.

Итак, как тогда шесть в отношении в отношении восьми не представляли никакого разногласия, так ни Евангелисты, ни один - говоря "после шести дней", а другой - "бысть по словесех сих яко дний осмь", не не согласуют друг с другом, но как бы дали нам некий образ чрез то и другое из этих чисел на горе таинственно и в то же время наглядно выраженных. Ибо сумел бы кто таким образом справедливо и на букву взирая, найти, что Богопроповедники всецело взаимно согласуются: ибо "восемь дней", говорит Лука, не противореча этим сказавшему (Матфею), "после шести дней", но включая в это число и тот день, когда слова были произнесены, и тот день, в который Господь преобразился; что и Матфей дает понять разумно изучающим дело; посему и ставит слово "после", что обозначает следующий день (по произнесении Господом вышеприведенных слов Мф. 16, 27, 28), что у Луки не находится: потому что он не говорит: "после восьми дней", как это говорит Матфей, но - "бысть яко дний осмь".

Таким образом, в смысле повествования между Евангелистами нет никакого расхождения. Но и нечто иное великое и таинственное видится в том, что представляется, будто они не согласуются друг с другом; и, как уже более приуготованные к постижению смысла, напрягите, прошу, внимание на то, что имеет быть сказано. - Почему, вот, один (из Евангелистов) сказал: "после шести дней", а другой, помянув восьмой день, седьмой пропустил? - Потому, что великое видение Света Господнего Преображения, принадлежит таинству восьмого, т.е. - будущего века, являемому после завершения сего мира, созданного в шесть дней, и после прекращения чувств, действующих в нас шестью способами; ибо мы имеем пять чувств, прибавляемое же к ним слово (или "мысль"), выражающее то, что чувства воспринимают, создает шестую энергию нашей области чувств.

Но царство Божие, обетованное достойным, не только же выше чувств, но оно и выше слова (мысли); поэтому после прекрасного прекращения деятельности сих шестью способами проявляющихся энергий, - честь каковой бездеятельности делает богатым седьмой день, - в восьмой день, силою лучшего действия, наступает царство Божие. И эту силу Божественного Духа, действием которой достойными созерцается царство Божие, Господь, как передает Божественный Лука, являя, предсказал Своим Ученикам, говоря: "Суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят царствие Божие пришедшее в силе" (Мрк. 9, 1), т.е. - в даровании силы видящим видеть то, что - невидимо, когда предочищена смертоносная и душегубительная скрвена, чем является грех, вкушением которого является начало зла в мыслях, предочищенные от чего не вкушают душевной смерти, силою будущего явления, как я думаю, соблюденные неоскверненными душою и умом.

"Суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят царствие Божие пришедшее в силе". Царь вселенной всюду находится, и всюду - царствие Его, поэтому словами, что царство Его "приходит", Он обохзначает не то, что оно должно прийти как-то иначе, но говорит, что оно должно будет обнаружиться силою Божественного Духа; посему Он и сказал: "пришедшее в силе", каковая сила не как случится и кому угодно будет дана, но - стоящим с Господом, т.е. утвержденным в вере в Него, и сродным по духу Петру и Иакову и Иоанну, которых Слово сначала возвело на высокую гору, т.е. - выше низменности нашего естества; поскольку и ради сего Бог являет Себя на горе, - как это объясняет некто, - частично Сам снисходя со Своей высоты, частично же нас возводя из состояния нашей долупреклонности, дабы легче Он стал доступен для созданного естества и то насколько возможно постичь Того, Кто непостижим.

И это явление (Бога) отнюдь не является подвластным разуму, но гораздо сильнее и возвышеннее его, как бываемое силою Божественного Духа. Свет Господнего Преображения и не появляется как случится и исчезает и не ограничивается и не подвержен силе чувственного восприятия, хотя и видим бывает только телесными глазами, и то - на малое время и на голой вершине горы, - но, как говорит некто: "Господни таинники, изменением чувств, которое произвел в них Дух, были переведены тогда из состояния плоти в состояние духа; и таким образом, вообще и насколько дарована им сила Божественного Духа, они видели неизреченный оный Свет. Что не разумея, те, которые ныне хулят в отношении его, отнесли к чувственной и созданной силе Свет Господнего Преображения, который видели избранные из Апостолов, и тем самым пытаются низвести на уровень твари не только оный Свет, но и самую силу Божественного Духа, котороый открываются Божественные явления для достойных сего. Это происходит от того, что они не слышали, или же не поверили Павлу, говорящем, что "ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его; нам же Бог открыл есть Духом Своим; Дух бо вся испытует, и глубины Божии" (1 Кор. 2, 9, 10).

Когда же настал восьмой день, как было сказано, Господь, взяв Петра и Иакова и Иоанна, взошел на гору для молитвы; потому что всегда и всех, включая даже самих Апостолов, отсылая, Он один молился, как было и тогда, когда Он пятью хлебами и двумя рыбами накормил пять тысяч мужей с женами и детьми: ибо сразу отпустив всех и всех Учеников понудив войти в лодку, Сам взошел на гору помолиться; или же взяв с Собою немногих, и то - превосходящих иных, когда приближалось время спасительной Страсти.

Прочим Ученикам говорит: "Седите ту, дондеже шед помолюся. И поят Петра, и Иакова и Иоанна с Собою" (Мрк. 14, 32-33). И в данном случае теперь, вот, их одних взяв, возводит на высокую гору наедине, и преобразился перед ними, т.е. пред их очами. Что означает: "преобразился"? - говорит Златоустый Богослов: "Приоткрыл, насколько Ему было угодно, немного Свое Божество, и показал таинникам обитающего в Нем Бога. Потому что, как говорит Лука: "Бысть егда моляшеся, видение лица Его ино"; "просветися яко солнце", как пишет Матфей. Говорит же: "как солнце", не для того, чтобы кто-нибудь представлял себе оный Свет в понятии чувственного света, - прочь это умственное ослепление тех, которые отнюдь не в силах даже и природные явления понять более возвышенно! - но для того, чтобы мы познали, что то, что солнце представляет для живущих согласно чувствам и видящих согласно чувствам, то для живущих духом и видящих духовно представляет Христос, как Бог; и в этом Богозрении для святых нет нужды в ином свете. Потому что от вечности Сам Он - Свет, а не иной кто; какая же нужда в ином свете для обладающих величайшим светом?

Во время же молитвы Он таким образом просиял и неизреченным образом открыл избранным из Учеников неизреченный оный Свет, в то время, как при этом присутствовали верховные из Пророков, дабы явить, что молитва является подательницей сего блаженного видения, и дабы мы познали, что чрез приближение к Богу, достигаемое добродетелью, и чрез единение с Ним нашего ума, происходит и является оное Осияние, даемое и зримое для всех тех, которые путем усердного доброделания и чистой молитвы, непрестанно простираются к Богу. Ибо Истинная и Прекраснейшая Красота, говорит некто, может быть зримой только для очистившего свой ум, поскольку она относится к Божественному и блаженному естеству, созерцатель сияний и благодатей которой, и сам воспринимает нечто от нее, впитывая в свое зрение как бы некий яркий Свет; отсюда и лицо Моисея просветилось при беседе с Богом.

Видите, что и Моисей преобразился, когда взошел на гору (Синайскую), и итаким образом увидел славу Господню? Однако его преображение происходило от воздействия на него силы Божией и было, так сказать, пассивного характера, а не результатом действия внутренней, присущей ему силы, и то, до той степени, до какой его допустила тогда надлежащая мера сияния Истины видеть и вынести Свет Божий. Господь же наш Иисус Христос внутри Себя имел оное Сияние; поэтому ни в молитве, осиявающей тело Божественным Светом, не имел Он нужды, но этим он показал: на основании чего Святым будет приходить озарение Божие и каким образом оно будет созерцаемо ими; ибо и праведницы просветятся, как солнце, в царстве Отца их (Мф. 13, 43), и таким образом всецело став Светом Божественным, как порождения Божественного Света, они узрят Христа Божественно и неизреченно сверхсияющего, слава Божества Которого, присущая Его природе, явилась на Фаворе как общая и для Его тела, вследствие единства Ипостаси.

Таким образом и вследствие сего Света Его Лицо просияло, как солнце. Но те, которые в нашей среде хвалятся эллинской наукой и мудростью века сего и предпочетшие отнюдь не слушаться духовных мужей в отношении учений Духа, и даже противиться им, слыша про Свет Преображения Господня на горе, который видим был для апостольских глаз, сразу же сводят его на чувственный и тварный свет, и принижают на этот уровень оный Свет, невещественный и невечерний и присносущный, и превышающий не только чувства, но и силу ума, - сами будучи низменными и отнюдь не могущие представить себе ничего выше земного.

Хотя и Сам Он, Просиявший тем Светом, явил, что он несотворенный, назвав его "царством Божиим": ибо царство Божие не есть рабское и тварное; ибо оно единое из всех, которое не подвластно правителям и неодолимо, и находится по ту сторону всякого времени и века. "Царство Божие", говорит некто, "не имеет обыкновения начинаться и зависеть от каких-либо веков или времен". Веруем же, что таковым является наследие для тех, которые спасаются. Поскольку же и Господь, преобразившись, просиял, и явил славу и сияние и свет оный, и снова приидет таким, каким был видим Учениками на горе, то ужели же (именно тогда) Он получил некий свет в виде прибавления и которым будет обладать на веки, но которым (прежде Своего Преображения) не обладал? - Прочь такая хула! Потому что так говорящий признал бы во Христе три природы: Божественную, человеческую и природу оного Света.

Нет, не иное какое сияние Он показал, но то, которое имел в Себе скрытым. Имел же Он скрытое под плотию сияние Божественного естества; так что Свет оный является Светом Божества и не есть созданный. Поскольку, как утверждают Богословы, Христос, преобразившись, не воспринял тогда нечто, чем не был (до того), и не изменился в нечто, чем не был (прежде), но сделал это, являя Своим Ученикам То, Что Он был, открывая им глаза и делая их из слепых зрячими. - Видишь ли, что физически зрячие очи являются слепыми для видения оного Света?

Итак, Свет тот не есть чувственный, и зрячие чувственными очами не могли просто его видеть, но силою Божественного Духа они были приуготованы для видения его. Они были изменены, и таким образом, увидели измененную форму, не которая только что появилась, но которую Он воспринял от самого приобщения к нашей природе, обожествленной единением со Словом Божиим. Отсюда и Зачавшая в девстве и Родившая странным образом, познала рожденного от Нее Бога, носящего плоть; также - и Симеон, как Младенца приявший Его на руки, и старица Анна, вышедшая в сретение Ему; потому что как бы чрез стеклянные перепонки являла себя Божественная сила, просвечивающаяся для тех, которые имеют очи сердца очищенными.

Почему же из прочих Он отбирает верховных и возводит их, и то строго наедине? - Конечно, для того, чтобы показать нечто великое и таинственное. Ужели же зрение чувственного света, которое вместе с оставленными внизу и сами избранные и прежде восшествия на гору имели, было бы великим и таинственным? Какая же им была бы нужда в силе Духа и, благодаря ей, приуготовлению или изменению их очей для того, чтобы увидеть оный Свет, если бы этот свет был чувственным и созданным? Ужели же царство и слава Отца и Духа выражаются в чувственном свете? Ужели же в такого рода славе и царстве в будущем веке придет Христос, когда, между тем, не будет нужды ни в воздухе, ни в свете, ни в месте и подобных вещах, но вместо всего этого, как говорит Апостол, нам будет Бог? Если же вместо всего, то, конечно, и вместо света; на основании сего опять обнаруживается, что оный Свет есть Свет Божества; поэтому и наибогословнейший из Евангелистов, Иоанн, являет в Откровении, что будущий оный и пребывающий град "не требует солнца и луны, да светят в нем: слава бо Божия просвети его и светильник его Агнец" (Откр. 21, 23).

Разве не явно нам показал он и здесь на Фаворе ныне Божественно преобразившегося Иисуса, Который имел, воистину, как светильник, тело; вместо же света явленную на горе для совосшедших с Ним славу Божества? Но и о обитающих в оном граде он же говорит, что они "не потребуют света от светильника, ни света солнечного, яко Господь Бог просвещает я (их). И нощи не будет тамо" (Откр. 22, 5). Что же это за Свет, "у которого нет изменения и ни тени пременения" (Иак. 1, 17)? Что же это за такой неизменный и невечерний оный Свет? - Разве это не есть Свет Божества? - Но и Моисей и Илия, и особенно Моисей, который был душою не сопряженной со своим телом - как могли они быть видимы и прославлены чувственным светом?

Ибо и они, "явльшеся во славе, глаголаста исход Его, егоже хотяще окончати в Иерусалиме" (Лк. 9, 31). Каким же образом опознали их Апостолы, никогда не видавшие их ранее, если только не - силою оного Света, раскрывающей (их ум к познанию)? Но чтобы нам не слишком утолмлять ваше внимание, остальные из Евангельских слов мы сохраним до времени всесвященного и Божественного Жертвоприношения. Веруя же так, как мы были научены теми, которые были просвещены Христом, т.е. - теми, которые единые обладают совершенным знанием; - потому что "тайная Моя для Мене и Моих" говорит Бог через Пророка; - итак, прекрасно веруя так, как были научены, и разумея тайну Господнего Преображения, пойдем к сиянию оного Света и, возжаждав красоты неизменной славы, очистим очи ума (души) от земных скверн: презирая все то приятное и заманчивое, что непрочно; что хотя и представляется сладким, но доставляет вечную муку; что хотя бы и способствовало красоте тела, но душу-то болекает в безобразную оную одежду греха, по причине которой, будучи связан по рукам и ногам тот, кто не имел одежды нетленного соприкосновения (со Христом), извергается в оный огонь и тьму кромешнюю; от которой да избавимся все мы осиянием и познанием невещественного и присносущного Света Господнего Преображения, во славу Его и Безначального Его Отца и Животворящего Духа, Которых единое и то же сияние и Божество и слава и царство и сила, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Добавить в блог

Детская страничка | Поздравительные открытки | Фотогалереи | Медиа | Ссылки | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | История | Иконография | Искусство | Монастыри и храмы

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика