Сегодня совершенно особенный праздник, потому что этот праздник открывает нам тайну будущего века. Обычно мы в наших праздниках вспоминаем события земной жизни Христа Спасителя и Божией Матери, а здесь - явление Царства Небесного.
Господь являет Своим ученикам Свою Божественную славу, и ученики Господни встречаются с теми, кто преселился из этого мира, давно перешедшими в вечность Святыми Пророками - Моисеем и Илией. Как говорится в сегодняшнем Богослужении, "воедино сходятся жители Царства Небесного" - как святой пророк Илия, вознесенный на Небо, те, кто дожидается явления Христа в числе ветхозаветных праведников почивших, кто ожидает освобождения из сени смертной, как святой пророк Моисей и сущие на земле три ближайших ученика Христа Спасителя. Во все времена этот праздник, праздник Преображения, понимался как явление Царства Небесного.
Мы знаем, что многие святые подвижники во все времена сподоблялись видеть ту Божественную славу, которой видимым образом просиял Господь пред учениками на горе Фаворской. Эта Божественная слава есть вечный Божественный Свет. Господь, конечно же, всегда нес этот Свет в Своей человеческой природе, но не всегда он был явлен людям, он был сокровен. Только однажды, как мы знаем из Святого Евангелия, Господь благоволил явить Свою Божественную славу. Это та Божественная слава, к которой Господь хочет сопричастить всех нас, мы все призваны в этот неизреченный Божественный Свет. Но путь к Свету, путь к Царству Божьему очень труден. Господь нам это показывает, потому что Преображение произошло совсем незадолго до Крестных страданий Христа Спасителя - как говорит церковное Предание, за 40 дней до Крестных Страданий Господь явил Свою славу ученикам для того, чтобы укрепить их веру, чтобы их вера не колебалась, чтобы их вера не оставила их, когда они увидят Его на другой горе, на Голгофе.
Святая Церковь соединяет тот праздник, который мы ныне празднуем, с воспоминанием Голгофских страданий Христа Спасителя, потому что через 40 дней будет праздник Крестовоздвижения, праздник в честь Креста Господня, орудия нашего спасения. Для всех нас путь в Царство Небесное, путь к вечному спасению лежит через крест, через несение того, прямо сознаемся себе, малого и нетягостного креста, который провидение Божие на нас возлагает.
Мы тяготимся этим крестом, а на самом деле мы должны знать, что он самый маленький из всех возможных. Есть такое повествование. Один подвижник очень тяготился теми подвигами, которые он нес, и был ему сон - некто его привел в пещеру и показывает ему различные кресты: большие кресты, каменные, железные, самые разные, и говорит ему: "Выбирай себе любой крест". Он посмотрел и выбрал себе самый маленький деревянный крестик, самый легкий из всех, которые там были. И когда он его выбрал, то ему и говорят: "А вот это и есть тот крест, который ты несешь". Вот так и все мы - мы тяготимся, мы ропщем, а на самом деле Господь любит нас и дает нам самые легкие испытания, но без этих испытаний, без этого креста нельзя, без этого нет спасения. По той же любви Господь дает нам какие-то скорби, какие-то лишения - они для нас спасительны.
Не будем роптать, будем радоваться о спасении Господнем, будем радоваться той милости, которую Господь нам дает всегда и дает в этот пресветлый праздник.
Аминь.
19 августа 1997 г.