( http://preobrazhenie.paskha.ru/Bogosluzhenie/Velikaya_Vechernya/?job=print )
Главная
Богослужение
Великая Вечерня

На Великой вечерне

Стихология не бывает, токмо аще есть Неделя, тогда поем кафизму всю; аще в понедельник, первый антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, самогласны, глас 4, по дважды. Космы монаха:

Прежде Креста Твоего, Господи, / гора Небеси подобящися, / и облак, яко сень, протязашеся, / Тебе преобразующуся, / от Отца же свидетельствуему: / тамо бе Петр со Иаковом и Иоанном, / яко хотяху быти с Тобою и во время предания Твоего, / да, видевше чудеса Твоя, / не устрашатся страданий Твоих, / имже поклонитися нам в мире сподоби, / великия ради Твоея милости.

Прежде Креста Твоего, Господи, / гора уподоблялась небу / и облако как шатер распростиралось. / Когда Ты преображался / и принимал свидетельство от Отца, / был там Петр с Иаковом и Иоанном, / ибо им предстояло быть с Тобою / и в час предания Твоего на смерть, / чтобы, увидев дивные дела Твои, / не убоялись страданий Твоих, / которым удостой нас поклониться в мире / по великой Твоей милости.

Прежде Креста Твоего, Господи, / поим ученики на гору высоку, / преобразился еси пред ними, / лучею силы озаряя их, / отсюду убо человеколюбием, / отонуду властию, / показати хотя воскресения светлость, / егоже и нас, Боже, в мире сподоби, / яко Милостив и Человеколюбец.

Прежде Креста Твоего, Господи, / взяв учеников на гору высокую, / Ты преобразился перед ними, / лучами силы озаряя их, / желая показать, как человеколюбием, так и могуществом, / светлость воскресения; / и нас, Боже, в мире того удостой, / как Милостивый и Человеколюбец.

Гора, яже, иногда мрачна и дымна, / ныне же честна и свята есть, / на нейже нозе Твои стоясте, Господи, / превечное бо сокровенное таинство / напоследок явлено сотвори, / страшное Твое преображение, / Петру, и Иоанну, и Иакову. / Иже, такова сияния лица Твоего не терпяще / и светлости риз Твоих, / ниц на лице земли покрывахуся, / иже и ужасом одержими, дивляхуся, / видяще Моисея и Илию, глаголюща с Тобою, / хотящая приключитися Тебе; / и глас от Отца свидетельствоваше, глаголя: / Сей есть Сын Мой возлюбленный, / о Немже благоизволих, / Того послушайте, / Иже и дарует мирови велию милость.

Гора, некогда мраком сокрытая и дымом, / ныне почитаема и свята, / на которой ноги Твои стояли, Господи; / ибо прежде веков сокровенное таинство / сделало напоследок явным / страшное Твое преображение / Петру, Иоанну, и Иакову. / Они, сияния лица Твоего не вынося / и блеска одежд Твоих, / лицами к земле склонялись, / и, охваченные изумлением, удивлялись, / видя Моисея и Илию, с Тобою собеседующих / о том, что должно было случиться с Тобой. / И голос от Отца свидетельствовал, говоря: / "Это Сын Мой возлюбленный, / в Котором Мое благоволение, Его слушайте, / Он и дарует миру великую милость!"

На горе высоце преображся, Спас, / верховныя имея ученики, / преславно облистал есть, / показуя, яко высотою добродетелей облиставше / и Божественней славе сподобятся. / Глаголющии со Христом Моисей и Илия показоваху, / яко живыми и мертвыми обладает / и иже древле законом и пророки глаголавый есть Бог, / Емуже и глас Отеч из облака светла послушествоваше, глаголющий: / Того послушайте, / Иже Крестом ада пленивша / и мертвым дарующа живот вечный.

На горе высокой преобразившись / в присутствии верховных учеников, / Ты славно просиял, Спаситель, / показывая, что высотою добродетелей блистающие / и Божественной славы удостоятся. / Беседовавшие же со Христом Моисей и Илия / открывали, что Он – над живыми и мертвыми владычествует, / и Богом, в древности через закон и пророков вещавшим является, / о Ком из светлого облака и свидетельствовал / голос Отца, говорящий: / "Послушайте Того, Кто Крестом пленит ад / и мертвым дарует жизнь вечную!"

Слава, и ныне: глас 6. Анатолия:

Прообразуя воскресение Твое, Христе Боже, / тогда поят три Твоя ученики, / Петра, и Иакова, и Иоанна, / на Фавор возшел еси. / Тебе же, Спасе, преобразующуся, / Фаворская гора Светом покрывашеся, / ученицы Твои, Слове, / повергоша себе долу на земли, / не терпяще зрети невидимаго зрака, / Ангели служаху страхом и трепетом, / небеса убояшася, / земля вострепета, / видяще на земли славы Господа.

Прообразуя воскресение Свое, Христе Боже, / берешь тогда с Собою трех Твоих учеников / Петра, и Иакова, и Иоанна, / на Фавор взойдя. / И при Твоем, Спаситель, преображении / гора Фаворская светом озарялась. / Ученики Твои, Слово, / поверглись ниц, простершись на земле, / не вынося созерцания недоступного взорам образа. / Ангелы служили Тебе со страхом и трепетом, / небеса содрогнулись, земля затрепетала, / видя на земле Славы Господа.

Вход. Прокимен дне. И чтения.

Исхода чтение (глава 24):

Рече Господь к Моисею: взыди ко Мне на гору и стани тамо, и дам ти скрижали каменныя, закон и заповеди, яже написах взаконити им. И востав Моисей и Иисус, предстояй ему, взыдоша на гору Божию. И старцем рече: безмолвствуйте тамо, дондеже возвратимся к вам, и се Аарон и Ор с вами, аще кому прилучится суд, да идут к ним. И взыде Моисей на гору, и покры облак гору. И сниде слава Божия на гору Синайскую, и покры ю облак шесть дней, и призва Господь Моисея в день седмый из среды облака. Видение же славы Господни, яко огнь, паля на версе горы, прямо сынов Израилевых. И вниде Моисей посреде облака, и взыде на гору, и бе тамо на горе, четыредесять дней и четыредесять нощей.

Сказал Господь Моисею: "Взойди ко Мне на гору и стань там; и дам тебе скрижали каменные, и закон, и заповеди, которые Я написал в законоположение им". И, встав, Моисей и Иисус, помощник его, взошли на гору Божию; и старейшинам сказали: "Пребудьте здесь в покое, пока мы не возвратимся к вам; и вот, Аарон и Ор с вами; если у кого случится тяжба, пусть приходят к ним". И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и сошла слава Божия на гору Синай. И покрывало её облако шесть дней, и призвал Господь Моисея в день седьмой из среды облака. Вид же славы Господней был, как огонь, пылающий на вершине горы пред лицом сынов Израилевых. И вошел Моисей в средину облака, и взошел на гору; и был там на горе сорок дней и сорок ночей.

Исхода чтение (главы 33 – 34):

Во днех онех, глагола Господь к Моисею лицем к лицу, яко аще бы кто возглаголал к своему другу, и отсылашеся в полк; слуга же Иисус, сын Навин, юноша не исхождаше из скинии. И рече Моисей ко Господу: се Ты мне глаголеши, изведи люди сия, Ты же не явил ми еси, егоже послеши со мною. Ты же мне рекл еси: вем тя паче всех, и благодать имаши у Мене. Аще убо обретох благодать пред Тобою, яви ми Самаго Тебе разумно, да вижу Тя: яко да обрет буду благодать пред Тобою, и да разумеют, яко людие Твои язык сей. И глагола ему Господь: Аз Сам предыду пред тобою и упокою тя. И рече к Нему Моисей: аще Сам Ты не шествуеши с нами, да не изведеши мя отсюду. И како ведомо будет воистинну, яко обретох благодать у Тебе, аз же и людие Твои, точию идущу Ти с нами? И прославлен буду аз же и людие Твои паче всех язык, елицы суть на земли. Рече же Господь к Моисею: сие слово твое, еже рекл еси, сотворю, обрел бо еси благодать предо Мною, и вем тя паче всех. И глагола Моисей: покажи ми славу Твою. И рече: Аз предыду пред тобою славою Моею и воззову о имени Моем, Господь пред тобою. И помилую, егоже аще милую, и ущедрю, егоже аще щедрю. И рече: не возможеши видети лице Мое: не бо узрит человек лице Мое, и жив будет. И рече Господь: се место у Мене, и станеши на камени, дондеже убо прейдет слава Моя, и положу тя в разселине камене, и покрыю рукою Моею над тобою, дондеже мимоиду. И отыму руку Мою, и тогда узриши задняя Моя, лице же Мое не явит ти ся. И утреневав, Моисей заутра взыде на гору Синайскую, якоже глагола ему Господь. И сниде Господь во облаце, и предста Ему тамо Моисей, и призва именем Господним. И мимоиде Господь пред лицем его, и призва: Господь Бог Щедр и Милостив, Долготерпелив, и Многомилостив, и Истинен. И потщався Моисей, приник на землю, поклонися Господеви.

(В те дни) говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как если бы кто говорил со своим другом; и он удалялся в стан; служитель же его, Иисус, сын Навин, юноша, не отходил от скинии. И сказал Моисей Господу: "Вот, Ты мне говоришь: Выведи этот народ; а не открыл Ты мне, кого пошлешь со мною; но Ты мне сказал: Я знаю тебя ближе всех, и ты имеешь благоволение у Меня. Итак, если я обрел благоволение пред Тобою, покажи мне Себя Самого, дабы я воочию увидел Тебя, чтобы мог я обрести благоволение в очах Твоих; и чтобы я познал, что Твои люди – этот [великий] народ". И говорит ему Господь: "Я Сам пойду пред тобою и упокою тебя". И сказал Ему: "Если Ты Сам не пойдешь с нами, то и не выводи меня отсюда. И как будет известно поистине, что обрели благоволение у Тебя и я, и народ Твой, если не по тому, что Ты пойдешь с нами? И будем тогда прославлены и я, и народ Твой более всех племен, сколько их есть на земле". Сказал же Господь Моисею: "И это слово, которое сказал ты, исполню тебе, ибо обрел ты благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя ближе всех". И говорит Моисей: "Покажи мне славу Свою". И сказал: "Я пройду пред тобою во славе Моей и назову имя "Господь" пред тобою; и кого буду миловать – помилую, и кого буду жалеть – пожалею!" И сказал: "Не сможешь ты увидеть лица Моего: ведь не может человек увидеть лицо Мое и жить". И сказал Господь: "Вот место у Меня, и стань здесь на скале; когда же будет проходить слава Моя, Я и помещу тебя в отверстии скалы, и покрою рукою Моей над тобою, доколе не пройду; и сниму руку Мою, и тогда ты увидишь то, что сзади у Меня, а лицо Моё не будет видимо тебе". И, встав на рассвете, Моисей рано утром взошел на гору Синай, как назначил ему Господь. И сошел Господь в облаке, и предстал Ему там (Моисей), и призвал имя Господне. И прошел Господь пред лицом его и воззвал: "Господь, Бог сострадательный и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный!" И поспешил Моисей приникнуть к земле и поклонился Господу.

Царств третиих чтение (глава 19):

Во днех онех, прииде Илия в Вирсавию, яже есть земля Иудова, и остави отрочища своего тамо. И сам пойде в пустыню путь дне, и прииде, и седе под смерчием, и успе, и сон виде тамо, под садом. И се некий прикоснуся ему, и рече ему: востани, яждь и пий. И воззре Илия, и се при возглавии его опреснок ячменный и корчаг воды; и воста, и яде, и пит, и, обращься, успе. И обращся Ангел Господень вторицею, и коснуся его, и рече ему: востани, яждь и пий, яко мног от тебе путь. И воста, и яде, и пит, и иде в крепости яди тоя четыредесять дней и четыредесять нощей до горы Хоривския. И вниде тамо в пещеру, и вселися в ней. И се глагол Господень к нему, и рече ему Господь: изыди и стани на горе пред Господем. И се Господь мимоидет, и дух велий и крепок разоряя горы, и сокрушая камение пред Господем: и не в дусе Господь. И по дусе трус, и не в трусе Господь. И по трусе огнь, и не во огни Господь. И по огни глас хлада тонка, и тамо Господь. И бысть, яко услыша Илия, покры лице свое милотию своею, и изыде, и ста близ пещеры. И рече Господь к нему: иди и возвратися в путь твой, и пойдеши в путь пустыни Дамасковы, и помажеши Елиссея, сына Асафатова, вместо тебе пророка.

В те дни приходит Илия в Вирсавию, которая в земле Иуды, и оставил он отрока своего там. И сам прошел в пустыне путь дневной, и пришел, и сел под можжевельником. И лег, и уснул там, под тем растением. И вот, некто коснулся его и сказал ему: "Встань, ешь и пей!" И взглянул Илия, и вот, у головы его лепешка из полбы и кувшин воды. И встал он, и поел и напился; и, повернувшись, заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, и коснулся его, и сказал: "Встань, и ешь, и пей, ибо долгий пред тобою путь". И встал он, и поел, и напился; и прошел, укрепившись тою пищей, сорок дней и сорок ночей до горы Хорива. И вошел он там в пещеру, и остановился в ней. И вот, было слово Господа к нему, и сказал ему Господь: "Выйди и стань на горе пред лицом Господним; и вот, Господь пройдет; и ветер великий и сильный, раскалывающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; и после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; (и после землетрясения огонь, но не в огне Господь;) и после огня звук легкого дуновения, и там Господь". И было, когда услышал это Илия, закрыл он лицо своё милотью своею, и вышел, и стал у пещеры. И сказал Господь ему: "Иди и возвращайся на путь свой; и придешь на путь пустыни Дамасской, и помажешь Елисея, сына Сафатова, в пророка вместо себя". 3 Цар 19:3–9, 11–13, 15–16

На литии стихиры самогласны, глас 2:

Иже Светом Твоим всю вселенную освятив, / на горе высоце преобразился еси, Блаже, / показав учеником Твоим силу Твою, / яко мир избавляеши от преступления. / Темже вопием Ти: / Милосерде Господи, спаси души наша.

Светом Своим всю вселенную освятивший, / на горе высокой преобразился Ты, Благой, / показав ученикам Своим могущество Свое, / ибо Ты мир избавляешь от преступления. / Потому мы взываем к Тебе: / "Милосердный Господи, спаси души наши!"

Иже на горе Фаворстей преображся во славе, Христе Боже, / и показав учеником Твоим славу Твоего Божества, / озари и нас светом Твоего разумения / и настави на стезю заповедей Твоих, / яко един Благ и Человеколюбец.

На горе Фавор преобразившийся во славе, Христе Боже, / и показавший ученикам Твоим славу Твоего Божества, / озари и нас светом Твоего познания / и направь на путь заповедей Твоих, / как единый Благой и Человеколюбец!

Иже прежде солнца Свет Христос / телесне на земли жительствуя / и прежде Креста вся, яже страшнаго смотрения, совершив боголепно, / днесь на Фаворстей горе, / тайно Троицы образ показуя, / изящныя три ученики, / Петра, и Иакова, и Иоанна, на ню возвел еси наедине / и, мало скрыв плоти восприятие, / преобразился еси пред ними, / являя началообразныя доброты благолепие / и то не всесовершенно: / ово извествуя тыя, вкупе и щадя, / да не како со зраком и еже жити погубят, / но яко можаху вмещати, телесныма очима стерпяще. / И пророков верховныя, Моисея и Илию, привел еси, / непрекословне свидетельствующия Его Божество / и яко Той есть истинное Отеческаго Существа сияние, / господствуяй живыми и мертвыми. / Тем и облак, якоже сень, объят их, / и глас свыше Отеч / из облака шумно предсвидетельствующ и глаголющ: / Сей есть, Егоже нетленно из чрева прежде денницы родих, / Сын возлюбленный Мой, / Егоже послах спасти / во Отца и Сына и Духа Святаго крещаемыя / и исповедающия верно, / яко нераздельна есть едина держава Божества, / Того послушайте. / Сам убо, Человеколюбче Христе Боже, / и нас озари Светом неприступныя Твоея славы / и достойны покажи наследники / безконечнаго Царствия Твоего, яко Преблаг.

Свет, бывший прежде солнца, Христос, / живя во плоти на земле / и прежде Креста все, относящееся к Своему повергающему в трепет замыслу, / совершив, как подобает Богу, / в сей день на горе Фавор / таинственно показывает образ Троицы, / трех совершеннейших из учеников, / Петра, и Иакова, и Иоанна, / с Собою на нее возводя наедине. / И, отчасти сокрыв принятую плоть, / преобразился перед ними, / являя совершенство первоначальной красоты, / хотя и не со всею полнотою, / одновременно удостоверяя их, но также и щадя, / да не лишатся и зрения, и жизни, / и лишь насколько могли они вмещать / и телесные их очи выносили. / И величайших из пророков, Моисея и Илию, привел, / согласно свидетельствующих о Его Божестве, / и что Он – истинное Сияние сущности Отца, / владычествующий над живыми и над мертвыми. / Потому и облако, как шатер, покрыло их, / и глас Отца раздался свыше / из облака громогласно свидетельствующий и говорящий: / "Это Тот, Кого Я родил не по земным законам / из чрева прежде утренней звезды, / Сын возлюбленный Мой, / Кого Я послал спасти / во имя Отца, и Сына, и Духа Святого принимающих крещение / и исповедующих с верою, / что нераздельна единая власть Божества, / Его послушайте!" / Ты же Сам, Человеколюбец Христе Боже, / и нас озари Светом неприступной Твоей славы / и достойными наследниками покажи / бесконечного Царства Твоего, как Преблагой!

Слава, глас 5.

Приидите, взыдем на гору Господню / и в дом Бога нашего / и узрим славу преображения Его, / славу яко Единороднаго от Отца, / светом приимем Свет / и, возвышени бывше духом, / Троицу единосущную воспоим во веки.

Придите, взойдем на гору Господню / и в дом Бога нашего / и увидим славу преображения Его, / славу как Единородного от Отца; / светом примем Свет / и, возвышенные духом, / Троицу Единосущную будем воспевать вовеки.

И ныне, глас тойже:

Закона и пророков / Тя, Христе, Творца и Исполнителя свидетельствоваша, / зряще во облаце, / Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник / и неопальный небошественник / в преображении Твоем. / С нимиже и нас Твоего просвещения сподоби, Владыко, / пети Тя во веки.

О Тебе, Христе, / как Закона и пророков Творце и Исполнителе, / засвидетельствовали, видя Тебя во облаке при Твоем преображении, / Моисей Боговидец и Илия, / на огненной колеснице неопалимым на небеса восшедший. / С ними и нас Твоего просвещения удостой, Владыка, / чтобы нам воспевать Тебя вовеки.

На стиховне стихиры самогласны, глас 1:

Иже древле с Моисеом глаголавый на горе Синайстей образы, / Аз есмь, глаголя, Сый, / днесь на горе Фаворстей преображся пред ученики, / показа началообразную доброту зрака, / в Себе восприим человеческое существо, / и таковыя благодати свидетели поставль – Моисея и Илию, / общники творяше веселия, / провозвещающия славное Креста ради / и спасительное воскресение.

Тот, Кто в древности беседовал / с Моисеем на горе Синае посредством образов, / говоря: "Я – вечно Существующий", / в сей день на горе Фавор преобразившись пред учениками, / показал первоначальную красоту Божия образа / в воспринятой на Себя человеческой природе / и, поставив свидетелями такой благодати Моисея и Илию, / сделал их участниками радости, / предрекающими завершение Твоего служения через Крест / и спасительное Воскресение.

Стих: Твоя суть небеса, / и Твоя есть земля.

Твоего Единороднаго Сына провидев Духом / плотское к человеком пришествие, / Богоотец Давид издалеча к веселию созывает тварь / и пророчески взывает: / Фавор и Ермон о Имени Твоем возрадуются. / На сию бо возшед гору, Спасе, со ученики Твоими, / очерневшее Адамово естество, / преображся, облистати паки сотворил еси, / претворив е в Твоего Божества славу же и светлость. / Темже вопием Ти: / Содетелю всяческих, Господи, слава Тебе.

Твое, Единородного Сына, пришествие / во плоти к людям предвидя Духом, / Богоотец Давид издалека к веселью созывает все творение / и пророчески восклицает: / "Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются". / Ибо, взойдя на эту гору с учениками Твоими, / Ты, Спаситель, потемневшее Адамово естество, / преобразившись, вновь блистающим соделал, / претворив его в славу и сияние Твоего Божества. / Потому мы взываем к Тебе: / "Создатель всего, Господи, слава Тебе!"

Стих: Фавор и Ермон / о Имени Твоем возрадуетася.

Неодержимое Твоего светолития, / и неприступное Божества, / зряще апостолов лучшии, / на горе Преображения, Безначальне Христе, / Божественным изменишася ужасом / и, облаком осиявшеся светлым, / глас слышаху Отеч, извествующ таинство Твоего вочеловечения, / яко един еси и по воплощении, / Сын Единородный / и Спас мира.

Нестерпимое излияние Твоего света / и неприступное Божество, Безначальный Христе, / созерцая на горе преображения, / избранные из Апостолов изменились Божественным восторгом / и, облаком светлым озаренные, / слышали отеческий глас, / подтверждающий таинство Твоего вочеловечения, / что Ты – Един и по воплощении, / Сын Единородный и Спаситель мира.

Слава, и ныне, глас 6.

Петру, и Иакову, и Иоанну, / лучшим учеником Твоим, Господи, / днесь показал еси на горе Фаворстей / славу Божественнаго Твоего зрака: / видяху бо ризы Твоя, облиставшия, яко свет, / и лице Твое паче солнца, / не терпяще зрети нестерпимое Твоего сияния, / на землю низпадаху, / никакоже зрети могуще. / Глас же слышаху, свидетельствующ свыше: / Сей есть Сын Мой возлюбленный, / пришедый в мир спасти человека.

Петру, и Иоанну, и Иакову, / избранным ученикам Твоим, Господи, / в сей день показал Ты на горе Фаворе / славу Божественного Твоего облика: / ибо видели они одежды Твои, засиявшие, как свет, / и лицо Твое – ярче солнца; / и не вынося созерцания нестерпимого Твоего блеска, / на землю падали, совсем не в силах смотреть. / Голос же слышали, свидетельствующий свыше: / "Это – Сын Мой возлюбленный, / пришедший в мир спасти человека!"

На благословении хлебов, тропарь, глас 7, трижды:

Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху, / да возсияет и нам, грешным, / Свет Твой присносущный / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе.

Преобразился Ты на горе, Христе Боже, / показав ученикам Твоим славу Твою, / насколько это было для них возможно. / Да воссияет и нам, грешным, / свет Твой вечный, / по молитвам Богородицы; / Податель света, слава Тебе!

Также благословение хлебов. И чтение Деяний святых апостолов.

Если не будет бдения: По Ныне отпущаеши: тропарь праздника единожды. На Повечерии по Достойно и по Трисвятом, кондак праздника. Полунощницу поем по обычаю. Канон глаголем во Октоихе, гласа.

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика