Тропарь - жанр церковной гимнографии, краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари.
Тропарь, глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху: / да возсияет и нам грешным / свет Твой присносущный, / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе. | Преобразился Ты на горе, Христос Бог, / показавший ученикам Твоим славу Твою, / насколько могли понять: / да воссияет и нам, грешным / свет Твой вечный, / по молитвам Богородицы. / Податель Света, слава Тебе. |
Кондак - жанр церковной гимнографии, созданный преподобным Романом Сладкопевцем; в первоначальном виде представлял собой поэму из 20-30 строф. В современной его форме кондак - краткое песнопение, по форме и содержанию очень близкое к тропарю, так что тропарь и кондак вместе дополняют друг друга.
Кондак, глас 7
На горе преобразился еси, / и якоже вмещаху ученицы Твои, / славу Твою, Христе Боже, видеша; / да егда Тя узрят распинаема, / страдание убо уразумеют вольное, / мирови же проповедят, // яко Ты еси воистинну Отчее сияние. | На горе преобразился Ты, / и насколько могли ученики Твои, / славу Твою, Христос Бог, увидели; / чтобы, видя Тебя распинаемого, / поняли добровольность страдания, / миру же проповедали, // что Ты воистинну сияние Отца. |
Величание - краткое торжественное церковное песнопение, поющееся духовенством в центре храма перед праздничной иконой во время самой торжественной части всенощного бдения накануне дня праздника. Пение величания подхватывает хор, а затем и все собравшиеся в храме, и поют его до тех пор, пока священник совершает каждение всего храма.
Величаем Тя,
Живодавче Христе,
и почитаем пречистыя плоти Твоея
преславное Преображение.
Задостойник - церковное песнопение, поющееся на литургии во время Евхаристического канона. На литургии святителя Иоанна Златоуста поется «Достойно есть...», на литургии святителя Василия Великого «О Тебе радуется...», но в двунадесятые праздники, каковым является Преображение, вместо «Достойно есть...» поются припевы и ирмос 9-й песни канона, отсюда и пошло название «задостойник».
Припевы
Величай, душе моя, на Фаворе преобразившегося Господа» |
Ирмос 9-й песни
Рождество Твое нетленно явися: / Бог из боку Твоею пройде, / яко Плотоносец явися на земли / и с человеки поживе. / Тя, Богородице, тем вси величаем. | Порождение Твое нетленно явилось: / Бог из чрева Твоего произошел, / как носитель плоти явился на земле, / и с людьми жил. // Тебя, Богородица, поэтому все величаем. |