Из Успенской церкви еще не улетучились свежие строительные запахи, когда игумен Филипп поведал братии о другом своем замысле — возвести на месте старого деревянного новый каменный собор. По своим размерам и убранству он должен был превзойти все, что было создано руками человеческими в этих северных краях.
На месте, где преподобному Зосиме предстало светоносное видение, в котором он почувствовал отсвет Фаворского чуда — Преображения Господня, Филипп захотел создать образ того великого евангельского события, воплощенный в камне.
На горе Фавор, созерцая преобразившегося Христа, апостолы узнали о будущем преображении всего мира. Позже образы преображенного мира снова предстали пред одним из них. Апостолу Иоанну было открыто, что после скончания времен явятся «новое небо и новая земля», с небес спустится Святой Град и наступит уготованное спасенным Царствие Божие, где «смерти не будет уже» (Откр. 18: 1-4). Новый собор своим необычным устройством, красотой и мощью должен был свидетельствовать об этом Божием обетовании.
Многих «соловьян» замысел игумена смутил — показался невыполнимым. Выслушав сомневающихся, Филипп сказал: «О братие! Твердо бо есть еже уповати на Бога. Аще угодно Ему будет дело се, невидимо имать нам подати от неоскудных Его сокровищь...». И действительно, хотя собранных средств на собор вначале не хватало, неожиданно поступило щедрое пожертвование из далекой Москвы, от самого царя.
Всего за девять лет, с 1558 по 1566 г., храм был построен и снабжен всем необходимым: книгами, сосудами, иконами, облачениями, «златоковаными» подсвечниками и паникадилами. Руководил зодчими, по всей видимости, сам игумен.
Собор поднялся на высоких подклетах. Вес его величественных сводов приняли на себя два могучих каменных столпа, будто напоминающие о двойной, Богочеловеческой, природе Того, Кому посвящался храм. Центральную главу собора зодчие сместили к алтарю, и благодаря этому столп света из нее опускался прямо на Царские Врата и амвон, откуда звучало Святое Евангелие и преподавалось благословение Божие.
Южный придел собора св. Филипп посвятил предводителю небесного ангельского воинства архангелу Михаилу, северный — «земным ангелам», преподобным Зосиме и Савватию Соловецким. Для их мощей, тогда еще покоившихся в земле, он повелел изготовить резные раки, покрытые золотом. Расположились приделы необычно — справа и слева от главного алтаря, позади большого иконостаса. Внутри каждого из них имелся свой маленький иконостас.
Но самым удивительным в замысле игумена было то, что еще четыре придела он поднял на самый верх собора, поставив их на своды вместо обычных боковых глав. Вознесенные на вершину храма-горы, эти четыре придельные церкви должны были, без сомнения, производить на современников сильное впечатление, наглядно проявляя «горнюю» символику храма.
В каждом из верхних приделов был устроен свой престол. В юго-восточном — в честь Двенадцати апостолов, в северо-восточном — в честь Семидесяти апостолов, в юго-западном — во имя св. Феодора Стратилата, в северо-западном — во имя преподобного Иоанна Лествичника.
Появление апостольских приделов, поставленных над восточной стеной собора, над главным алтарем, было, скорее всего, связано с той миссионерской работой, которую вел в крае Соловецкий монастырь. Эта работа не мыслилась без молитвенной помощи святых учеников Христовых. Интересно, что и сам игумен Филипп получил свое монашеское имя в честь одного из апостолов.
Два других верхних придела, Иоанновский и Феодоровский, прославляли небесных покровителей царских сыновей, Ивана и Федора. Впрочем, преподобный Иоанн Лествичник почитался в монастыре не только поэтому. Один из величайших подвижников в истории монашества, этот святой отшельник, а затем игумен Синайского монастыря был автором знаменитой «Лествицы» — учебника «монашеского делания». В XVI в. «Лествица» в библиотеке Соловецкой обители имелась во множестве экземпляров, что свидетельствует о большом интересе к ней среди братии.
Филипп видел собор достроенным, но сам освятить его не успел. За несколько месяцев до назначенного на 6 августа 1566 г. торжества он был вызван в Москву и возведен на кафедру митрополита всея Руси. Без него совершилось и перенесение в собор мощей преподобных Зосимы и Савватия, последовавшее на третий день после освящения.
Создатель собора вернулся сюда лишь в 1591 г., когда братия перевезла его останки из тверского Отроча монастыря и положила в могиле, которую он когда-то сам приготовил для себя у северной стены собора. Произошло это через двадцать два года после его кончины. В 1646 г. мощи святителя Филиппа подняли в Михайловский придел и поместили в особой раке, а еще через шесть лет по велению царя забрали в Москву. В утешение братии на прежнем месте были оставлены несколько малых частиц, сохранявшихся в неприкосновенности вплоть до закрытия обители.
На протяжении столетий Спасо-Преображенский собор являлся средоточием монастырской жизни и духовным центром всего Поморья. Под его гулкими сводами звучала, не переставая, монашеская молитва. К мощам преподобных Зосимы и Савватия каждый год притекали тысячи Богомольцев со всей России в надежде на их святое предстательство и заступничество. И именно белоснежные стены собора первыми начинали мерцать на неясной ленте Соловков, когда мореходы приближались к святым островам «от западной страны».
В 1923 г., через три года после закрытия монастыря, в обители случился страшный пожар. Собор почернел, его главы рухнули, упавшие с высоты кирпичи кровавым боем осыпали подножье. Наспех сколоченная новая кровля покрыла здание, словно гробная пелена, исказив до неузнаваемости его вид. Образ евангельского Фавора превратился в символ новой Голгофы — горы страданий и одновременно победы над смертью...
К жизни храм возвращался постепенно. Кропотливый труд реставраторов длился много лет. Когда пришло время, над свежим лемехом куполов наконец появились кресты. Вскоре после этого начал возрождаться и сам монастырь.
19 августа 1992 г., на праздник Преображения Господня, во вновь освященном соборе состоялась первая литургия. Тогда еще не были вставлены окна, и холодный ветер гулял по всему зданию, будто очищая его от тяжких воспоминаний. А на следующий день произошло знаменательное событие: на остров вернулись мощи соловецких «первоначальников» — преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Ныне служба в Спасо-Преображенском соборе совершается обычно только летом, когда в монастырь прибывает наибольшее число паломников.
Лаушкин А. Аксючиц-Лаушкина В. Спасо-Преображенский Собор. Соловецкий монастырь и его ближайшие окрестности. Пешеходный путеводитель. – Москва – Соловки: Товарищество Северного Мореходства, «Паломник», 2007.